ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ АТС
Опыт эксплуатации и анализ причин авиационных происшествий и предпосылок к ним показывают, что безопасность полетов ВС зависит от различных факторов, к которым можно отнести конструктивные особенности ВС, надежность АТ, профессиональную подготовку обслуживающего персонала, его квалификацию, эргономические показатели, а также внешние условия (метеорологические явления, массовые перелеты птиц, сдвиг ветра, попадание в спутный след и др.). На безопасность полетов оказывают влияние уровень организации и обеспечения полетов, качество и полнота инструкций и руководств по эксплуатации, регламентов и технологий технического обслуживания, степень автоматизаци и механизации процессов технической эксплуатации и др.
Для оценки влияния на безопасность полетов всех перечисленных факторов их классифицируют на три основные группы: отказы, определяемые надежностью авиационной техники, ошибки личного состава и неблагоприятные внешние условия. Отказы, определяемые надежностью АТ, включают отказы ВС, его силовой установки и функциональных систем, а также наземных технических устройств, обеспечивающих полеты. К ошибкам личного состава относятся не только ошибки летного и инженерно-технического персонала, но и представителей служб обеспечения,, организации и выполнения полетов. Под неблагопри —
-ятными внешними условиями понимают условия, не •соответствующие установленным минимумам для экипажа, ВС и аэродрома.
Распределение авиационных происшествий (АП) по основным группам причин за 1975—1980гг. поданным ИКАО приведено на рис. 7. Распределение же АП с катастрофическими последствиями с 1965 по 1975 г. составило: при взлете и наборе высоты — -’35 %; при посадке — 45 %• В связи с важностью задач обеспечения безопасности полетов ИКАО приняла решение о разработке’ Руководства по преду- ■преждению авиационных происшествий. Аналогичное Руководство разработано и в нашей стране. С учетом •приведенной классификации и схемы факторов, снижающих надежность биотехнической и общей авиа — щионной транспортной системы, можно выделить основные формы и методы повышения надежности, проводимых в гражданской авиации СССР.
1. Повышение функциональной эффективности •экипажа ВС может быть достигнуто за счет следующих мероприятий: совершенствования психологиче
ского отбора кандидатов для летного обучения и переучивания на более сложные типы ВС; повытпе-
специальной профессиональной подготовки членов экипажа; совершенствования форм и методов специальной психологической подготовки экипажа к работе в экстремальных условиях; совершенствования технологии работы экипажа (алгоритмов деятельности) ; эргономической оптимизации рабочих мест членов экипажа; совершенствования форм и методов политико-воспитательной работы с личным составом; укрепления •производственной и гражданской дисциплины членов экипажа.
2. Повышение функциональной эффективности ВС’
может происходить в результате: конструктивного,
совершенствования ВС; рационального использования автоматических систем; резервирования и дублирования жизненно важных систем и агрегатов ВС;, совершенствования форм и методов контроля состояния ВС в процессе эксплуатации; совершенствования, форм и методов технического обслуживания ВС.
3. Изучение, прогнозирование и предупреждение — опасных внесистемных факторов, влияющих на безопасность полетов.
В настоящее время такое явление, как сдвиг ветра в полете, достаточно изучено, и осуществлен большой комплекс мероприятий по подготовке летного — состава к действиям в этих условиях, разработаны, рекомендации для каждого типа ВС. Кроме этого,, ведутся работы по созданию наземных и бортовых’ систем предупреждения о наличии зоны сдвига и его> градациях.
Применительно к общей АТС мероприятия по повышению надежности системы будут охватывать все ее структурные звенья, с учетом специфики их деятельности.